суббота, 16 мая 2015 г.

Значимость словаря прилагательных

Татьяна Марголина опубликовала тезисы по теме: "Значимость словаря прилагательных у детей в полиэтнических условиях российской действительности" на VII Московском международном семинаре «Диалог культур в едином образовательном пространстве: традиционные ценности и инновационные решения». В центре обсуждений на семинаре была тема особой роли образования в диалоге культур и гармонизации отношений в современном поликультурном сообществе. 
Нами был проведён этнолингвистический эксперимент на материале прилагательных. Было получено 1120 реакций детей 6-10 лет. Ответы детей-мигрантов сравнили с ошибками русскоязычных монолингвов дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что у инофонов есть особенности освоения  частнооценочных прилагательных с эмоциональной и этической оценкой; прилагательных, связанных с перцептивным восприятием и ряда других.

После практического использования методик не только у детей-инофонов, но и у детей коррекционного профиля (аутичные черты, тифло-, лого, олиго- направление) можно сделать некоторые предположения о порядке появления прилагательных  в онтогенезе. Обычно считается, что наличие словаря прилагательных свидетельствует о достаточно высоком уровне владения  языком, т.к. в онтогенезе в экспрессивной речи появляются после глаголов и существительных. Сейчас выдвигаем гипотезу, что при целенаправленной работе над словарём прилагательных, без целенаправленного обучения из пассива в актив переходит большой пласт лексики существительных и глаголов. Прилагательные в импрессивной речи появляются ранее всех, хотя не переходят в экспрессивную речь, т.к. в этом нет необходимости. Начинать работать с прилагательными эффективнее в случаях, которые отклоняются от нормы.

Таким образом, сложилась интеграция по психолингвистическому, этническому, коррекционно-развивающему и природосообразному пониманию языковой личности.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий